Со вступлением в силу с 01 января 2015 года изменений в Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) были признаны утратившими силу положения статьи 44, которая устанавливала обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Таким образом, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и суд могли руководствоваться положениями ст. 44 Закона № 212-ФЗ, если решение о привлечении лица к ответственности было вынесено контролирующим органом только до 01.01.2015.
По правонарушениям, совершенным после указанной даты, ни у органов контроля за уплатой страховых взносов, ни у судов не было правовых оснований для применении обстоятельств, смягчающих ответственность плательщика страховых взносов.
Точку в вопросе о том быть снижению штрафных санкций или нет, поставил Конституционный суд Российской Федерации в своем постановление от 19.01.2016 № 2-П. Указанным постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пп. «а» п. 22 и п. 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ, которые исключили возможность применение ответственности к плательщикам страховых взносов с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Стоит обратить внимание, признание не соответствующим Конституции Российской Федерации указанных пунктов не означает, что произойдет возврат к ранее действующей редакции Федерального закона № 212-ФЗ.
Конституционный суд в своем постановлении обязал федерального законодателя предусмотреть следующие положения:
- определить порядок снижения размера штрафа (для индивидуализации ответственности);
- установить органы, правомочные снижать размер штрафа;
- условия снижения штрафа за нарушение законодательства о страховых взносах;
- правила учета отягощающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера санкции;
- минимальный размер штрафа при любых обстоятельствах.
Из этого следует, что после принятия указанного постановления Конституционного суда, органы контроля не будут снижать штрафные санкции по заявлениям плательщикам, так как пока не наделены соответствующими полномочиями (до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон №212-ФЗ).
Однако возможность снижения штрафных санкций, при наличии смягчающих обстоятельств до внесения изменений в законодательство есть. Эта возможность может быть реализована - в судебном порядке по заявлению привлекаемого к ответственности лица. Какие обстоятельства являются смягчающими будет определять суд в каждом конкретном случае. При учете, что по вопросу снижения штрафных санкций при наличии смягчающих обстоятельств имеется обширная судебная практика, определить судебные перспективы обращения в суд представляется не затруднительным (См. статью Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения плательщиком страховых взносов и вопросы их применения).
Указанное постановление Конституционного суда Российской Федерации вступило в силу 20.01.2016г. со дня официального опубликования.
Ниже доступно для скачивания текст постановления Конституционного суда № 2-П от 19.01.2016