Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) направляет для изучения сотрудниками региональных отделений Фонда и их филиалов проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - законопроект), принятый 11 февраля 2011 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении, а также доводит до сведения следующую информацию.
С 1 января 2011 года вопросы назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия по материнству) регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Новый порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по материнству подробно освещен в письме Фонда, направленном в региональные отделения 14 декабря 2010 г. (N 02-03-17/05-13765).
Вместе с тем вышеуказанным законопроектом предусматривается установление на период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно) переходного периода, в течение которого застрахованные лица будут иметь право выбирать правила расчета пособий по материнству, в целях определения для них наиболее выгодного варианта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 законопроекта пособия по материнству по страховым случаям, наступившим в указанный переходный период, по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., в том числе, с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд в размере 415 000 рублей.
То есть, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступает в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), то застрахованное лицо вправе выбрать по нормам какого законодательства ему будут исчислять указанные пособия - по действовавшим в 2010 году (исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового случая с исключением из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм) либо по действующим в текущем 2011 году (исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, без исключения из расчетного периода некоторых периодов и начисленных за них сумм).
Действие положений, предоставляющих застрахованным лицам право выбора порядка исчисления пособий по материнству, будет распространяться на страховые случаи (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком), наступившие в период с 1 января 2011 г. Таким образом, застрахованным лицам, которым до даты вступления в силу законопроекта произведен расчет пособий по материнству по нормам нового законодательства, может быть по их заявлению произведен перерасчет указанных пособий в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 г.
Обращаем также внимание, что согласно статье 1 и части второй статьи 3 законопроекта с 1 января 2013 года вступят в законную силу нормы, изменяющие порядок исчисления застрахованным лицам пособий по материнству.
В частности, с 1 января 2013 года при исчислении пособий по материнству средний дневной заработок будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде, за исключением периодов временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком и некоторых других периодов, перечисленных в пункте 2 статьи 1 законопроекта. То есть, из расчетного периода при исчислении указанных пособий будут исключаться периоды, когда работник фактически не работал, но получал определенные выплаты (пособия, сохраненный средний заработок), на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
После принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" он будет оперативно доведен до сведения региональных отделений Фонда в целях проведения разъяснительной работы со страхователями, в том числе по вопросам осуществления на основании заявлений застрахованных лиц перерасчета пособий по материнству по страховым случаям, наступившим в 2011 году до вступления в силу указанного Федерального закона.
Обращаем также внимание на то, что положения Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" могут применяться только после вступления его в законную силу (за исключением положений данного закона, вступающих в законную силу с 1 января 2013 года).
Первый заместитель
председателя ФСС РФ
Л.Н.РАУ